(краткая информация по результатам исследования, проведенного ОФ Transparensy International Kazakhstan)
I Общая информация
Цель: определение наиболее подверженных коррупции государственных и общественных институтов, а также должностей и регионов с высоким восприятием коррупции.
Методология исследования: анкетный опрос населения; метод ситуационного анализа.
Объект исследования: подведомственные структуры государственных органов (20), предоставляющие услуги населению и предпринимателям; обращения, поступившие на блог-платформы первых руководителей (45) центральных государственных и местных исполнительных органов, предоставляющих услуги населению.
Предмет исследования: результаты опроса 7284 физических лиц, 1824 представителей малого и среднего индивидуального предпринимательства (не менее 40 жителей с каждого из 3 городов республиканского значения, 14 областных центров, 163 районных центров); 568 обращений физических и юридических лиц, поступивших на портал «Открытый диалог» в период с 1 января по 31 мая 2019 года.
Данная информация содержит описание типичных (универсальных) и уникальных коррупционных практик в разрезе регионов. Анализ материала позволит выработать наилучшее управленческое решение по профилактике коррупционных взаимодействий на местном уровне, сформировать регионально ориентированный подход в реализации антикоррупционной политики.
II Региональный анализ коррупциогенной пораженности государственных органов/учреждений
Коррупционный опыт. По результатам опроса 77, 2% респондентов (5626 из 7284) и 97,4 % представителей малого и среднего индивидуального предпринимательства (1776 из 1824) обращались в течение года в тот или иной государственный орган/учреждение для решения какого-либо вопроса.
Наиболее востребованными среди граждан (выше 65%) являются ЦОНы и государственные больницы/поликлиники, школы; среди представителей малого и индивидуального предпринимательства (выше 60%) - департаменты государственных доходов (налоговые) и ЦОНы.
Выявлено, что коррупциогенность органа/учреждения не зависит от частоты обращений. Так при самом высоком уровне обращений в ЦОН вовлеченность в коррупцию в этом учреждении низкая (50 коррупционных случаев против 3922 обращений). Обратным примером является полиция (115 коррупционных фактов против 631 обращения).
Практически каждый десятый из числа респондентов столкнулся с необходимостью решать вопрос неформальным способом (13,4 % граждан или 752 из 7284; 9,2 % предпринимателей или 167 из 1824)
Чаще других из тестируемых государственных органов/учреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, назывались:
Респонденты |
По результатам социологического опроса |
По результатам опроса предпринимателей |
Рейтинг коррупциогенности |
госбольницы/поликлиники (28,7% или 216 фактов); полиция (11,3% или 85); управление земельными отношениями (7,0% или 53); государственные детские сады (6,9% или 52); государственные вузы (6,8% или 51) |
управление земельными отношениями (20,4% или 34 факта); налоговый департамент (19,8% или 33); противопожарная служба (15,6% или 26); таможня (14,4% или 24); районный отдел полиции (12,0% или 20) |
Доля фактов коррупции в данных учреждениях из общего числа |
60 % |
64 % |
Общее кол-во тестируемых гос. учреждений/ органов |
20 |
17 |
Субъектный состав коррупционных отношений. С точки зрения респондентов, которые имеют коррупционный опыт, в каждом втором случае работники ведомств/учреждений выступают инициаторами неформального решения вопросов (по результатам опроса граждан – 49,1%, по результатам опроса предпринимателей – 40,7 %), в каждом третьем – они сами являются инициаторами (32 %), а в остальных случаях – посредники (18,1 %; 26,9 %).
Коррупционная мотивация. Главным мотивом решения вопроса неформальным способом выступает желание ускорить процесс работы: сделать все быстро, без «волокиты», и уложиться в приемлемые для респондента сроки. Затягивание решения вопроса является наиболее распространенным видом поведения со стороны работника ведомства в попытке получить неформальное вознаграждение.
В ТОП-5 коррупционных поводов вошли:
По результатам социологического опроса
|
По результатам опроса предпринимателей |
Лечение/прием у специалиста (13,3%); Устройство на работу (8,6%); Получение/оформление земельного участка (7,2%); Устройство ребенка в детсад/ внесение в электронную очередь (6,5%); Нарушение правил дорожного движения (5,3%) |
Оформление документов/ускорение (6,0%); Проверка пожарной безопасности, разрешение (6,0%); Оформить землю под строительство (5,4%); Получить землю (4,8%); Таможенный досмотр на границе, ввоз товара (4,2%); тендер (4,2%); снижение размера штрафа (4,2%) |
Всего более 70 уникальных поводов |
Всего более 50 уникальных поводов |
По итогам анализа обращений (568), поступивших на портал «Открытый диалог», каждая пятая жалоба (19,8% или 79 из 568) содержала информацию о том, что заявитель сталкивался с коррупцией в государственных органах, остальные - содержали сведения о нарушениях. Каждое десятое обращение было повторным (67 из 568). В тройку лидеров учреждений, в которых казахстанцы описывали ситуации неформального решения вопроса, вошли: полиция (31,0% или 145), государственные больницы и поликлиники (11,9% или 55), налоговая служба (8,4% или 39). Основные причины обращений: некомпетентность сотрудников полиции (35 %), «волокита» (19,4 %), превышение должностных полномочий (21,6 %), создание искусственных барьеров (очередь, дефицит) (32,4 %).
Описание моделей самых распространенных коррупционных практик.
А) по результатам социологического опроса
Государственные поликлиники/больницы
Повод: лечение или прием у специалиста; получение медицинской справки.
Инициатор: в равной степени как работники учреждений, так и сами граждане. Договоренность о неформальном решении вопроса достигнута на уровне специалистов (36,4%), руководителей отделений (25%), высшего руководящего состава (руководители учреждений и их заместители) (10%).
Частота и качество услуги: в 8 из 10 случаев граждане воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной неформальной услуги оказались довольны 76,1 % получателей.
Форма: финансовый расчет (71,6%). Сумма платежа варьирует от 1000 до 450000 тенге, средний размер – 29197 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Жамбылская (30,6%), Кызылординская (14,8%), Атырауская (9,3%), Акмолинская (8,8%) и Карагандинская (7,4%) области.
Полиция
Повод: нарушение правил дорожного движения; закрытие/неоформление штрафа.
Инициатор: в равной степени как работники ведомства, так и сами граждане. В каждом шестом случае инициатива исходила от посредника. Договоренность о неформальном решении вопроса достигнута на уровне специалистов (56,1%) и главных/ведущих специалистов (19,7%), высшего руководящего состава (руководители ведомства и их заместители) (6%).
Частота и качество услуги: в 8 из 10 случаев граждане воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной неформальной услуги оказались довольны 71,2 % получателей.
Форма: финансовый расчет (87,9%). Сумма платежа варьирует от 500 до 300000 тенге, средний размер - 25180 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Жамбылская (22,4%), Атырауская (14,1%), Алматинская (11,8%), Карагандинская (9,4%), Мангистауская (8,2%) и Туркестанская (8,2%) области.
Управление земельных отношений
Повод: получение /оформление земельного участка.
Инициатор: работники ведомства (50,9%), в каждом четвертом случае гражданин (26,4%), в каждом пятом случае - посредник (22,6%). Договоренность о неформальном решении вопроса достигнута на уровне специалистов (27,8%) и главных/ведущих специалистов (25,0%). Руководители разных уровней в два раза реже выступают в качестве субъектов неформальной сделки (13,9%).
Частота и качество услуги: в 7 из 10 случаев граждане воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной услуги оказались довольны 88,9 % получателей.
Форма: финансовый расчет (75%). Сумма платежа варьирует от 5000 до 200000 тенге, средний размер - 67333 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Алматинская (26,4%), Атырауская (9,4%), СКО (9,4%), Карагандинская (7,5%), Акмолинская (7,5%) и Восточно-Казахстанская (7,5%) области.
Государственные детские сады
Повод: устройство ребенка в детсад, внесение в электронную очередь.
Инициатор: в равной степени как работники учреждения, так и сами граждане, в каждом пятом случае инициатива исходит от посредника. Субъектами неформального решения вопроса выступают руководители учреждения (50%) и его заместители (17,5%).
Частота и качество услуги: в 8 из 10 случаев граждане воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной услуги оказались довольны 82,5 % получателей.
Форма: финансовый расчет (57,5%). Сумма платежа варьирует от 1000 до 200000 тенге, средний размер - 35444 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Карагандинская (21,2%), Алматинская (15,4%), Акмолинская (13,5%) и Мангистауская (9,6%) области.
Государственные вузы
Повод: поступление в вуз/ получение образовательного гранта; закрытие сессии.
Инициатор: в равной степени работники учреждения (41,2%) и посредники (39,2%), в каждом шестом случае – сам гражданин (19,6%). Договоренность о неформальном решении вопроса достигнута на уровне главных/ведущих специалистов и специалистов (46,7%), руководящего состава (руководители учреждений, их заместители, деканы факультетов) (31,1%).
Частота и качество услуги: в 9 из 10 случаев граждане воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной неформальной услуги оказались довольны 82,2 % получателей.
Форма: финансовый расчет (77,8%). Сумма платежа варьирует от 2000 до 400000 тенге, средний размер - 66619 тенге. В каждом пятом случае вознаграждением работнику учреждения служили цветы или конфеты (15,6%).
Региональная коррупционная пораженность: Кызылординская (29,4%), Жамбылская (13,7%), Карагандинская (11,8%), Туркестанская (9,8%) и Алматинская (7,8%) области.
Вывод: самыми неблагоприятными регионами по результатам анализа региональной коррупционной пораженности (суммарная доля) являются Жамбылская, Алматинская, Карагандинская области.
Б) по результатам опроса предпринимателей
Управление земельных отношений
Повод: оформление земли под строительство; получение земельного участка.
Инициатор: предприниматели (50,0%), посредник (34,4%), работники ведомства (21,2%). Договоренность о неформальном решении вопроса достигнута на уровне руководителя отдела (28,0%) и главного специалиста (24%).
Частота и качество услуги: в 8 из 10 случаев предприниматели воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной неформальной услуги оказались довольны 72 % получателей.
Форма: ответная услуга (44%), финансовый расчет (36%). В случаях, когда вознаграждением становится финансовый расчет, сумма платежа варьирует от 3000 до 300000 тенге, средний размер платежа - 103333 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Карагандинская (30,0%), Атырауская (13,3%), Кызылординская (13,3%) области и г. Алматы (13,3%)
Департамент государственных доходов (налоговая служба)
Повод: погашение налога; снижение размера штрафа; сдача налоговой отчетности.
Инициатор: работники ведомства (51,5%), предприниматели (27,3%), посредники (21,2%). Договоренность о неформальном решении вопроса достигнута на среднем управленческом уровне - заместитель руководителя ведомства (28,6%) и руководитель отделения (19%).
Частота и качество услуги: в 6 из 10 случаев предприниматели воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной неформальной услуги оказались довольны 47,6% получателей.
Форма: финансовый расчет (61,9%). Сумма платежа варьирует от 5000 до 500000 тенге, средний размер - 107777 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Алматинская (27,3%), Кызылординская (24,2%), Атырауская (9,3%) области и г. Алматы (15,2%)
Противопожарная служба
Повод: проверка пожарной безопасности; установка противопожарных устройств.
Инициатор: работники ведомства (48,1%), предприниматели (37%), посредники (14,8%). Договоренность о неформальном решении вопроса могут быть успешно достигнуты на любом организационном уровне ведомства: от рядового специалиста/инспектора до руководителя ведомства (28,0%).
Частота и качество услуги: в 8 из 10 случаев предприниматели воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной неформальной услуги оказались довольны 85,7% получателей.
Форма: финансовый расчет (66,7%). Сумма платежа варьирует от 5000 до 100000 тенге, средний размер - 44375 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Кызылординская (23,1%), Карагандинская (11,5%), Западно-Казахстанская (11,5%), и Северо-Казахстанская (11,5%) области.
Таможенные органы
Повод: таможенный досмотр на границе при ввозе товара и связанная с этой процедурой бюрократия.
Инициатор: работники ведомства (40,9%) и посредники (36,4%), предприниматели (22,7%). Договоренность о неформальном решении вопроса достигнута на уровне специалистов/инспекторов (42,9%) и главных специалистов (50,0%). Руководители практически не участвуют в процессе заключения коррупционных сделок.
Частота и качество услуги: в 6 из 10 случаев предприниматели воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной неформальной услуги оказались довольны 71,4 % получателей.
Форма: финансовый расчет (71,4%). Сумма платежа варьирует от 10000 до 200000 тенге, средний размер - 74125 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Алматинская (19,0%), Акмолинская (14,3%), Павлодарская (14,3%) и Северо-Казахстанская (14,3%) области.
Районный отдел полиции
Повод: защита прав и стимулирование работников полиции к поиску и поимке преступника.
Инициатор: работники ведомства (60%), предприниматели (25%). Договоренность о неформальном решении вопроса достигнута на уровне специалистов/инспекторов (46,7%) и главных специалистов (40,0%). Руководители очень редко участвуют в процессе заключения коррупционных сделок с индивидуальными предпринимателями.
Частота и качество услуги: в 3 из 4 случаев предприниматели воспользовались возможностью решить вопрос неформальным способом. Качеством предоставленной неформальной услуги оказались довольны 33,3% получателей.
Форма: финансовый расчет (93,3%). Сумма платежа варьирует от 5000 до 50000 тенге, средний размер - 26250 тенге.
Региональная коррупционная пораженность: Кызылординская (57,9%), ВКО (10,5%), Мангистауская (10,5%), Акмолинская (5,3%), Павлодарская (5,3%), Северо-Казахстанская (5,3%) области и г. Шымкент (5,3%).
Вывод: самыми неблагоприятными регионами по результатам анализа региональной коррупционной пораженности (суммарная доля) являются Кызылординская, Алматинская, Карагандинская области.
Сравнительный региональный анализ (регионы указаны при совпадении мнений граждан и предпринимателей) (см. Приложения А, Б).
«Оптимистичный» взгляд на распространённость коррупционных проявлений при получении государственных услуг выявлен в Восточно-Казахстанской (47 %; 60,7 %), Северо-Казахстанской (56,1 %; 50 %), Костанайской (46,7 %; 56,8 %) областях. Респонденты считают, что разговоры о масштабах коррупции сильно преувеличены, любой вопрос можно решить, не прибегая к коррупционным схемам.
«Прагматичный» подход к использованию коррупции чаще других наблюдался среди опрошенных в г. Шымкент (70 %; 80 %), Туркестанской (68,1 %; 75,8 %), Атырауской (51,3 %; 63,8 %) областях и г. и Нур-Султан (56,3 %; 55 %). Респонденты из этой группы полагают, что коррупция не имеет широкого распространения, но использование коррупционных схем позволяет проще и быстрее решить вопрос в госорганах.
«Катастрофическая» оценка значения коррупции при взаимодействии с госорганами («коррупция стала необходимой частью нашей жизни, без которой нельзя решить ни один вопрос в госорганах») присуща почти трети опрошенных жителей Жамбылской области (49,8 %; 34,5 %) и г. Алматы и (42,5 %; 33,3 %).
Оценка антикоррупционной политики. В ТОП-5 субъектов с высоким уровнем доверия населения и предпринимателей вошли: Антикоррупционная служба (68,3%; 72,4 %); Правительство (56,3%; 62,8 %); Партия «Нур Отан» (53,7%; 54,7 %); СМИ (53,7%; 54,4 %); Парламент (50,8 %; 51,8 %).
ТОП-5 субъектов с низким уровнем доверия: оппозиция (25,8 %; 21,4 %); НПО (33,1 %; 35,4 %); религиозные организации (36,8 %; 35,2 %); общественные советы (38,4 %; 36,7 %); суды (39,6 %; 39,4 %).
Приложение А Таблица 1 – Результаты социологического опроса
|
||||||||||
Регион |
Кол-во лиц |
Доля положительных ответов на указанные ниже вопросы, % |
||||||||
Коррупция стала необходимой частью нашей жизни, без которой нельзя решить ни один вопрос |
Обращались ли Вы или члены Вашей семьи за последние 12 мес. в гос. орган/учреждение |
Среднее количество обращений |
Ни в каком ведомстве не сталкивался с возможностью или необходимостью решать вопрос неформальным путем |
Заслуживают ли, с Вашей точки зрения, перечисленные институты государственной власти доверия со стороны простых граждан? |
Заслуживают ли, с Вашей точки зрения, перечисленные институты гражданского общества доверия со стороны простых граждан? |
|||||
мах |
мin |
мах |
мin |
|||||||
Акмолинская |
720 |
21,7 |
59,3 |
3 |
88,1 |
НБ (68,2) |
РОВ (47,8) |
Нур-Отан (54,7) |
Оппозиц (30,1) |
|
Актюбинская |
520 |
15,0 |
98,5 |
7,5 |
96,5 |
НБ (72,9) |
РОВ (43,3) |
СМИ (67,7) |
НПО (30,4) |
|
Алматинская |
724 |
19,8 |
78,6 |
4 |
85,2 |
НБ (60,6) |
Суд (34,1) |
Нур-Отан (51,2) |
Оппозиц (30,4) |
|
Атырауская |
320 |
14,1 |
72,5 |
4 |
75 |
Прав-во (75,3) |
Суд (45,3) |
СМИ (61,9) |
Оппозиц (31,9) |
|
Восточно-Казахстанская |
640 |
19,5 |
74,1 |
4 |
94,9 |
НБ, Прав-во (66,1) |
Суд (52,2) |
Нур-Отан (66,4) |
Оппозиц (33,6) |
|
Жамбылская |
440 |
49,8 |
98,2 |
4 |
55,6 |
НБ (70,5) |
Прав-во (4,3), МВД (6,8) |
СМИ (57,7) |
ОС (3) |
|
Западно-Казахстанская |
520 |
12,7 |
78,8 |
4 |
93,2 |
Прав-во (65,8) |
Суд (48,8) |
Нур-Отан (58,8) |
НПО, РО (37,5) |
|
Карагандинская |
400 |
27,5 |
87,3 |
5 |
78,2 |
НБ (65,3) |
МВД (17) |
СМИ (53,8) |
Оппозиц (6), НПО (5) |
|
Костанайская |
760 |
12,4 |
54,2 |
4 |
98,3 |
НБ (73,7) |
МВД (43,8) |
СМИ (60,9) |
Оппозиц (33,7) |
|
Кызылординская |
320 |
14,7 |
65 |
3 |
63 |
Прав-во (71,9) |
РОВ (31,6) |
Нур-Отан (42,2) |
Оппозиц (15,3) |
|
Мангистауская |
240 |
14,6 |
87,1 |
2 |
83,3 |
НБ (69,6) |
РОВ (39,2) |
НПО (46,3) |
Оппозиц (39,2) |
|
Павлодарская |
400 |
7,3 |
82,8 |
3 |
96,7 |
Прав-во (81,3) |
Суд (51,8) |
Нур-Отан (75) |
Оппозиц (11) |
|
Северо-Казахстанская |
560 |
7,1 |
78,4 |
3 |
95,2 |
НБ (61,1) |
Суд (41,1) |
Нур-Отан (62,5) |
Оппозиц (15,4) |
|
Туркестанская |
480 |
12,5 |
96,3 |
5 |
90,9 |
НБ (88,8) |
Суд (20,2) |
СМИ (83,1), РО (74,4) |
Оппозиц (10,2) |
|
г.Нур-Султан |
80 |
20,0 |
81,3 |
4 |
90,8 |
НБ, Прав-во (57,5) |
РОВ (22,5) |
СМИ (45) |
НПО (23,8) |
|
г.Алматы |
120 |
42,5 |
46,7 |
3 |
66,1 |
Прав-во (63,3) |
Суд (15,8) |
СМИ (76,7) |
РО (40) |
|
г.Шымкент |
40 |
12,5 |
97,5 |
5 |
92,3 |
НБ (95) |
Суд (12,5) |
СМИ (97,5), РО (95) |
Оппозиц (5) |
|
|
по стране |
7284 |
18,1 |
77,2 |
4 |
86,6 |
НБ (68,3) |
Суд (39,6) |
Нур-Отан, СМИ (53,7) |
Оппозиц (25,8) |
Приложение Б
Таблица 2 – Результаты опроса предпринимателей
|
|||||||||
Регион |
Кол-во лиц |
Доля положительных ответов на указанные ниже вопросы, % |
|||||||
Коррупция стала необходимой частью нашей жизни, без которой нельзя решить ни один вопрос |
Может ли предприниматель, не давая взяток, развивать свой бизнес |
Ни в каком ведомстве не сталкивался с возможностью или необходимостью решать вопрос неформальным путем |
Заслуживают ли, с Вашей точки зрения, перечисленные институты государственной власти доверия со стороны простых граждан? |
Заслуживают ли, с Вашей точки зрения, перечисленные институты гражданского общества доверия со стороны простых граждан? |
|||||
мах |
мin |
мах |
мin |
||||||
Акмолинская |
180 |
11,7 |
46,7 |
93,9 |
НБ (72,2) |
Суды (50,6) |
Нур-Отан (57,8) |
Оппозиц (16,7) |
|
Актюбинская |
130 |
7,7 |
63,8 |
97,7 |
НБ (83,1) |
Суды (47,7) |
СМИ (65,4) |
Оппозиц (38,5) |
|
Алматинская |
180 |
12,2 |
40,6 |
88,3 |
Прав-во (68,3) |
Суды (36,7) |
Нур-Отан (56,1) |
Оппозиц (13,3) |
|
Атырауская |
80 |
12,5 |
30 |
78,8 |
МВД (86,3) |
Суды (32,5) |
НПО (50) |
Оппозиц (20) |
|
Восточно-Казахстанская |
163 |
12,9 |
66,9 |
93,9 |
НБ (62) |
Суды (47,2) |
Нур-Отан (58,3) |
Оппозиц (27,6) |
|
Жамбылская |
110 |
34,5 |
11,8 |
90,9 |
НБ (80,9) |
Суды (6,4) |
СМИ (93,6) |
Оппозиц (3,6) |
|
Западно-Казахстанская |
130 |
4,6 |
49,2 |
91,5 |
НБ (76,9) |
Парл-т (57,7) |
Нур-Отан (70) |
ОС (33,8) |
|
Карагандинская |
100 |
29,0 |
38 |
84 |
НБ (66) |
МВД (13) |
СМИ (47) |
НПО (5) |
|
Костанайская |
190 |
6,3 |
46,8 |
98,9 |
НБ (60) |
Суды (36,8) |
СМИ (58,4) |
РО (28,9) |
|
Кызылординская |
80 |
26,3 |
46,3 |
75 |
НБ (68,8) |
Суды (40) |
Нур-Отан (43,8) |
Оппозиц (25) |
|
Мангистауская |
61 |
14,8 |
39,3 |
86,9 |
НБ (86,9) |
Парл-т (39,3) |
НПО (68,9) |
РО (39,3) |
|
Павлодарская |
100 |
7,0 |
47 |
93 |
НБ (81) |
Суды (52) |
Нур-Отан (71) |
Оппозиц (9) |
|
Северо-Казахстанская |
140 |
9,3 |
28,6 |
91,4 |
НБ (66,4) |
Суды (37,1) |
Нур-Отан (68,6) |
РО (12,1) |
|
Туркестанская |
120 |
10,0 |
19,2 |
97,5 |
НБ (97,5) |
Суды (26,7) |
СМИ (90) |
Оппозиц (6,7) |
|
г.Нур-Султан |
20 |
25,0 |
10 |
85 |
НБ (65) |
Суды (30) |
РО (50) |
НПО (15) |
|
г.Алматы |
30 |
33,3 |
16,7 |
60 |
НБ (70) |
Суды (20) |
Нур-Отан, Атамекен (66,7) |
Оппозиц (16,7) |
|
г.Шымкент |
10 |
20,0 |
20 |
90 |
НБ (100) |
Суды (40) |
СМИ, РО, ОС (100) |
Оппозиц (10) |
|
|
по стране |
1824 |
13,6 |
41,5 |
90,8 |
НБ (72,4) |
Суды (39,4) |
Нур-Отан (54,7) |
Оппозиц (21,4) |
Примечание: НБ – Антикоррупционная служба; Парл-т –Парламент; Прав-во – Правительство; РОВ – районные органы власти; ОС – общественные советы; Нур-Отан – партия «Нур Отан»; РО – религиозные организации; Оппозиц – оппозиция; МВД – Министрество внутренних дел; СМИ – средства массовой информации.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИИ В КАЗАХСТАНЕ (по результатам исследования, проведенного ОФ Transparensy International Kazakhstan)
Центр подготовки олимпийского резерва