Тренер  –  это человек, без которого не может быть спортсмена. Спортсмен не может профессионально заниматься спортом без тренера. В чем же заключается работа тренера? На мой взгляд, это управление деятельностью и поведением спортсменов. Тренер является тем человеком, в руках которого сосредоточено руководство спортивным коллективом. Деятельность тренера многогранна. Анализируя работу тренера, можно выделить основные функции тренерской деятельности:

Информационная функция. Тренер – это в первую очередь специалист, источник знаний в сфере спорта. Он должен обладать обширными знаниями в сфере спорта, а именно теоретической и методологической спортивной базой. Важную роль в работе тренера играет постоянное саморазвитие, повышение тренерской квалификации, обновление спортивных знаний. Идти в ногу с развитием спортивной науки.

Обучающая функция. Тренер осуществляет целенаправленный педагогический процесс. Под руководством тренера спортсмены осваивают и совершенствуют свои навыки, умения, физические качества.

Воспитательная функция. Конечно, тренер – это тот человек, который оказывает влияние на развитие личности спортсмена, формирует сознательность и патриотизм.  Важно, чтобы тренер сам обладал морально-волевыми качествами, ведь любой спортсмен в первую очередь берет пример со своего учителя, подражает ему.

Руководящая функция. Эта функция является одной из главных в тренерской работе. Как руководитель спортивной команды, тренер несет полную ответственность за ее внутреннюю жизнь. Начиная от формирования спортивных задач до достижения высоких спортивных результатов.

Административная функция. Также тренер выполняет ряд административно-организационных мероприятий.

В процессе многолетней деятельности у каждого тренера формируется свой индивидуальный стиль руководства со спортивным коллективом. В психологии принято выделять три основных типа руководства: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль работы тренера характеризуется полным единоначалием, большой требовательностью, жестким контролем, стремлением оставить за собой право принимать решения. Малейшие отклонения от его указаний вызывают гнев, возмущение. Авторитарный тренер стремится к абсолютной власти, только за собой он признает право на самостоятельное мнение, от спортсменов требует исполнительности и подчинения, любое проявление самостоятельности и инициативы рассматривает как грубое нарушение субординации и дисциплины. Такой тренер не любит самостоятельных спортсменов, не уживается с ними, с симпатией относится к тем, кто ему ни в чем не перечит и поддерживает все его предложения. Авторитарный стиль руководства встречается довольно часто, особенно в женских спортивных командах.

 Демократический стиль руководства характеризуется распределением полномочий и функций между тренером, его помощниками и спортсменами,   объективностью и справедливостью, чутким, внимательным отношением к спортсменам. Демократичный  руководитель старается так управлять командой, чтобы каждый спортсмен чувствовал себя активным участником общего дела, проявлял самостоятельность и инициативу. В своих решениях он часто ориентируется на мнение команды, считается с пожеланиями спортсменов (например, при составлении плана тренировок, выборе тактического решения, формировании команды и т. п.). Мнения и желания спортсменов его действительно интересуют, и поэтому спортсмены чувствует себя с ним свободно, охотно общаются, доверяют свои личные заботы и проблемы. Тренер с демократическим стилем руководства всегда хорошо осведомлен о внутренней жизни команды, знает все основные заботы и тревоги своих воспитанников. Мягкость, тактичность и коллегиальность—вот главные достоинства тренера такого стиля руководства.

Либеральный стиль руководства отличается незначительным участием тренера в управлении командой. Такой тренер старается как можно меньше вмешиваться в ее дела, предоставляет спортсменам слишком большую свободу действий и поведения. Контроль за деятельностью спортсменов он осуществляет эпизодически, непоследователен в своих требованиях, основной своей функцией считает снабжение спортсменов информацией и советами, но и это делает преимущественно в тех случаях, когда спортсмены сами обращаются к нему за помощью и какими-либо сведениями. Его замечания, порицания, похвала в большинстве случаев носят формальный характер; любые объяснения по поводу невыполненных заданий или нарушений дисциплины он принимает на веру, без критического к ним отношения. В команде, которой руководит либеральный тренер, спортсмены в основном предоставлены сами себе. Поэтому ожидать высоких результатов можно только от очень самостоятельных и волевых спортсменов.

В спорте редко встречаются тренеры, деятельность которых характеризуется одним определенным стилем управления командой. Обычно в работе каждого тренера просматриваются все три стиля руководства, но интенсивность и частота их применения у разных тренеров различна.

 

 

Центр подготовки олимпийского резерва